(811-2) 791-600 org1010@pskovedu.ru @pskovcollege |
| |
Псковский агротехнический колледж государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области Победитель национального проекта «Образование» и регионального проекта «Молодые профессионалы» |
Статистика
|
«Горжусь Россией»
14.06.2019
Студенты и юнармейцы Псковского агротехнического колледжа приняли участие во Всероссийской акции «Горжусь Россией», которая была приурочена к празднованию Дня России. Юнармейцы отряда «Звезда» заступили на почетную караульную службу, во время которой почтили память погибшего экипажа самолета Владимира Гудина, спасшего жителей и студентов района Кресты от верной гибели.
В этот день, важный для каждого жителя России, ребята отдали дань летчикам ВТАП, вставшим на защите жизни псковичей.
Если приехать в Псков, поехать в сторону Любятово, переехать железнодорожный переезд, сразу после него повернуть направо и потом идти по дороге, то можно увидеть место падения Ил 76 М RA 89039 334-го Берлинского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.
В четверг, 8 июля 1993 года, экипаж выполнял обычный тренировочный полёт.
Поставленная цель: "комплекс учебно-боевых задач по вводу в строй из отпуска опытного командира корабля Гудина, обучение курсантов-штурманов и стрелка".Через 8 минут после взлёта, при наборе заданной высоты 1200 м пропадает связь со стрелком, находившимся в кормовой кабине.
Связь восстановить не удалось и через 14 минут после пропажи связи руководитель полётов даёт указание на прекращение задание и передаёт условия для захода на посадку. Экипаж начал разворот в сторону аэродрома "Кресты", при этом, как будет потом написано в протоколах расследования, "от фюзеляжа отделились элементы хвостовой части".
На 25-й минуте полёта командир сообщил о пожаре на борту, после чего получил разрешение на экстренное снижение и посадку. Выведя самолёт из крена, экипаж приступил к энергичному снижению.
В районе Любятово самолёт врезается в землю.
У многих до сих пор в памяти эта жуткая картина: вечерний город, с надрывным воем пронесшийся низко над домами огромный самолет-болид, хвост черного дыма, языки огня и чуть позже — гулкий взрыв за нефтебазой. На борту потерпевшего катастрофу ИЛ-76 рвались боевые снаряды... Летчикам чудом удалось увести самолет за город, в сторону от нашего учебного заведения. Будь иначе — трудно себе представить количество жертв.
Все 11 человек экипажа погибли. Причиной катастрофы называют пожар в кормовой кабине стрелка и сдетонировавший от него боекомплект, что привело к разрушению тяг руля высоты, что сделало невозможным управление самолётом в продольном направлении. Именно поэтому, самолёт не удалось вывести из снижения
Главный вывод государственной комиссии по расследованию летных происшествий, озвученный командованием полка, был предельно лаконичен: "Причина катастрофы — пожар (в кабине стрелка), причина пожара — не установлена».
Из-за чего возник пожар, установлено не было, хотя отрабатывалось 48 возможных версий.
Одной из версий, не вошедших в расследование, было попадание пули (нескольких пуль) с земли, со стороны полигона, где было организовано стрельбище псковских десантников.
Она — как страшный диагноз, в который с ходу не хочется и верить: "Причина катастрофы — пожар, причина пожара — стрельба с земли...». Факт стрельб тогда не опровергался десантниками. Дальше этого дело не пошло — версия слишком задевала за живое своих.
В пользу этой версии говорит то, что связь со стрелком пропала именно в момент разворота над полигоном. Согласно этой версии были пробиты трубопроводы подвода гидросмеси к аварийной двери и кислорода для жизнедеятельности стрелков.
Здесь же находились жгуты энергопроводов связи и ящик боеприпасов для пушки калибра 23 миллиметра. Если это так, то шансов спастись у пилотов не было.
В хвосте самолета вышла из строя не только система связи, но и система открытия аварийной двери, через которую можно было спастись на парашютах. Температура внутри была запредельной: после катастрофы удалось обнаружить насквозь прожженное кресло стрелка, сделанное, кстати, из титанового сплава. И все-таки экипаж увел самолет от города!
В 1993 году, в период полного развала страны, полеты военных самолетов стали крайне редки, но требования к боевой подготовке не изменились.
Сегодня никто не может уверенно засвидетельствовать, что же это было: жуткое стечение обстоятельств, рикошет или чья-то дурная выходка — лихо пальнуть по низко движущейся "цели". Но при любом раскладе ни десантники на земле, ни основной экипаж ИЛ-76 ничего не могли понять сразу.
Однако человеческий фактор в России никогда нельзя сбрасывать со счетов. Добавим, горьких счетов. Ценою в человеческие жизни...Волею судеб могилы летчиков, спасших Псков от почти неминуемой катастрофы, и десантников легендарной 6-й роты Черехинского полка, защитивших в Чечне Россию от позора, находятся рядом на кладбище в Орлецах.
После катастрофы выполнения учебно-тренировочных полётов стали проходить без боекомплекта и пушек.
Тайна гибели экипажа Владимира Гудина по сей день остается неразгаданной, лежит за семью печатями.
С места падения решили не убирать хвостовую часть и сделали памятную табличку, прикрепив её к элементу конструкции. https://www.pravda.ru/accidents/30242-katastrofa/
| ||
|
|||
Официальный сайт ГБПОУ ПО "Псковский агротехнический колледж"
|